Эффект Пигмалиона: как подарить ребенку крылья
Что такое эффект Пигмалиона, и как он поможет Вашему ребенку раскрыть свой потенциал? Чтобы понять суть этого психологического эффекта, мысленно перенесемся в Древнюю Грецию, на солнечный остров Кипр.
Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион по легенде создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом своих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…
В день праздника влюбленных богиня любви Афродита оживила скульптуру. Пигмалион не помнил себя от счастья: живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Царь получил то, что хотел, — его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность.
Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены в достоверности какой-либо информации, мы действуем таким образом, что эта информация получает реальное подтверждение. Доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.
Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того, чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые якобы были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» — заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь.
У педагогов был повод для удивления. Дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. «Исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать обещанных результатов.
Самое интересное, что учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали, что называется, «от фонаря».
И что бы Вы думали: когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в школу, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!
То есть, эксперимент убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
Стоит авансом похвалить ребенка, всегда верить в него, говорить ему о его уникальности и талантах. Тогда, окрыленный этой верой, Ваш ребенок «расправит плечи» и преобразится буквально на глазах.